Питер Салоуэй впервые опубпликовал в 1990 году в своей статье понятие "эмоциональный интеллект".
Эмоциональный интеллект - это способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов.
Эмоциональный интеллект является относительно независимой от формального интеллекта метакогнитивной способностью, состоящей из трех иерархически организованных компонентов (восприятия, понимания и регуляции эмоциональных состояний), реализующихся в особой познавательной деятельности, основной целью которой является наиболее точное и эффективное отражение своих и чужих эмоций для успешного управления ими в целях и задачах другой деятельности (например, профессиональной, общения, переживания).
Эмоциональный интеллект состоит из 4 частей:
- способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);
- способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
- способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
- способность управлять эмоциями.
Бар-Она описывал эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.
Согласно А.Н. Леонтьеву, любая деятельность человека сопровождается эмоциями, которые являются отражением субъекта отношения мотивов этой деятельности к ее
целям, для чего индивиду необходимо отражать эмоции (свои и эмоции других участников данной деятельности).
Процесс отражения эмоций начинается с восприятия эмоций - базовой способности в структуре эмоционального интеллекта.
Восприятие эмоций создает "сырой материал" или, в терминологии А.Н. Леонтьева, - "чувственную ткань" эмоций, которая на следующем этапе перерабатывается
в системе понимания эмоций.
Основная функция понимания эмоций - это установление причинно-следственных отношений между различными отражаемыми в
данный момент эмоциями, а также между эмоциями и стоящими за ними мотивационно-смысловыми образованиями.
Понимание эмоций, таким образом, объективирует чувственную ткань эмоциональных состояний в системе значений, тем самым, вводя ее в сферу сознания, что
обеспечивает индивиду возможность предсказывать свое поведение и поведение другого человека.
Понимание каузальных отношений между эмоциями и мотивами порождает личностный смысл эмоционального состояния.
Так начинается регуляция эмоций. Личностный смысл определяет субъективную значимость тех или иных эмоций для индивида и, в соответствии с этим, помогает индивиду выбирать стратегии - либо поддержания (и усиления) актуального эмоционального состояния, либо его нивелирования.
Стратегии регуляции эмоций могут быть как неосознаваемыми (защитные механизмы личности), так и осознанными.
В целом, система сознательной регуляции призвана контролировать работу системы эмоциональной регуляции, которая может влиять на протекание деятельности
(и основной, и деятельности эмоционального интеллекта) как организующе, так и дезорганизующе.
После завершения всего этого процесса деятельность эмоционального интеллекта повторяется снова - для сличения.
Если суммировать все вышесказанное, получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|