Память форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Память человека включает четыре характеристики:
- запоминание (усвоение) информации;
- сохранение информации;
- извлечение информации;
- воспроизведение информации.
Указанные процессы не являются автономными психическими способностями.
Они формируются в деятельности и определяются ею.
Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.
Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения.
Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.
Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается.
Все то, что вызывает яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и неспособные к длительным волевым усилиям, запоминают информацию поверхностно и плохо.
Таким образом, память связана с особенностями личности.
Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые он ставит в своей деятельности.
С раннего детского возраста способности запоминания постепенно совершенствуются (вначале образная, а затем символическая память), достигая своего оптимального развития к 20-25 годам. На этом уровне память сохраняется до 40-45 лет, после чего постепенно ухудшается, особенно механическое запоминание нового материала. В пожилом и старческом возрасте заметно страдает запоминание нового и текущих событий, но хорошо сохраняется способность воспроизведения впечатлений детства.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|