Существуют десятки гипотез, теорий и течений, с помощью которых пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти до сих пор не выработано.
Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти:
- физическая;
- химическая;
- биохимическая;
- физиологическая;
- информационно-кибернетическая.
Физическая теория памяти строится но том, что нервный импульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след.
Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.
Химическая теория памяти предполагает, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей.
Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот.
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) - основой индивидуальной памяти.
Биохимическая теория памяти основывается на гипотезе о двухступенчатом характере запоминания.
На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения.
Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания.
На второй ступени - собственно биохимической - происходит образование новых белковых веществ (протеинов).
Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.
Физиологическая теория памяти базируется на учении И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс - акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.
Информационно-кибернетическая теория памяти связана с появлением вычислительной техники и развитием программирования, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хранения информации машинами. Это потребовало технического и алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом.
В группе психологические теории памяти можно выделить несколько направлений:
- ассоциативное;
- теорию деятельности.
Суть ассоциативной теории заключается в следующем, если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь.
Повторное появление по необходимости какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех ее элементов.
Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти: образование связи между различными представлениями определяется не столько содержанием запоминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает.
Эта деятельность субъекта и определяет запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|