Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину, который определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума.
По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.
Интеллект это способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Ученные Бинэ и Симоно, которые создали первые тесты, считали, что человек, обладающий интеллектом, это тот, кто "правильно судит, понимает и размышляет" и кто благодаря своему "здравому смыслу" и "инициативности" может "приспосабливаться к обстоятельствам жизни".
Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического.
Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.
Неотестологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д.
Экспериментально психологические теории интеллекта ориентированные на выявление механизмов интеллектуальной активности.
Рассмотрим несколько основных моделей и подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта:
- Социокультурный подход - интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (Дж. Бруннер; Л. Леви-Брюль; А.Р. Лурия; Л.С. Выготский и др.).
- Генетический и психофизиологический подходы - интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром (У.Р. Чарльзворт; Ж. Пиаже).
- Процессуально деятелъностный подход - интеллект как особая форма человеческой деятельности (С.Л. Рубенштейн; А.В. Брушлинский; Л.А. Венгер; К.А. Абульханская-Славская и др).
- Образовательный подход - интеллект как продукт целенаправленного обучения (А. Стаатс; К. Фишер; Р. Фейерштейн и др.).
- Информационный подход - интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации (Г. Айзенк; Э. Хант; Р. Штернберг и др.).
- Феноменологический подход - интеллект как особая форма содержания сознания (В. Келлер; К. Дункер; М. Вертгеймер; Дж. Кемпион и др.).
- Монометрический, функционально-уровневый и когнитивный подходы - интеллект как система разно уровневых познавательных процессов (Б.Г. Ананьев; Е.И. Степанова; Б.М. Величковский и др.).
- Модель Спирмена - генеральный интеллект как единое снование самых разных способностей человека.
- Регуляционный подход - интеллект как фактор само регуляции психической активности (Л.Л. Терстоун и др.).
- Факторный подход - интеллект как единая структура зависит от ряда факторов.
Интеллект имеет многостороннюю структуру:
- мышление, основанное на знании, т.е. использование организованного знания в целенаправленном мышлении;
- понимание предполагает, что индивиды не только чувствуют и знают, они также знают, что они имеют вышеуказанный опыт, т.е. способность размышлять над пережитым опытом;
- приспособительная целенаправленная борьба, т.е. индивид может, приспосабливаясь, менять стратегии для использования силы и т.д.;
- плавное аналитическое рассуждение, т.е. узнавание различных сторон проблемы и интеграция информации;
- мозговая игривость, т.е. не все проблемы даны, но индивиды могут создавать интересные цели, чтобы впоследствии их достигать;
- идиосинкразическое обучение, т.е. люди отличаются не только от других и не только в том, как они решают проблемы, даже их подходы к проблемам могут варьироваться во времени.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|