Креативность (от латинского creatio - созидание, сотворение)- это творческая, созидательная, новаторская деятельность.
Многие из нас ценят и могут узнавать креативность при встрече с ней, но все-таки это понятие до сих пор трудно определить и измерить.
Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и / или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Креативность рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений.
Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Креативность - это особое качество, свойство личности, проявляющееся в выраженной способности к творческому мышлению.
Креативность обладает свойством многосторонности. Люди могут быть креативными по-разному: кто то креативен в профессиональной сфере, не будучи таковыми в личной жизни.
Креативность связана с интеллектом и уровнем IQ, но IQ-тесты не способны измерить креативность напрямую.
В западной литературе различают большую и малую креативность. Малая, или личностная, креативность относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям, таким, как применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа. Большая, или историческая, креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество.
Дж. Гилфорда указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением, направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением, направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений.
Таким образом, креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению.
Креативность и интеллект являются ортогональными факторами, т.е. независимы друг от друга.
Основные параметры креативности по Дж. Гилфорду:
- оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
- семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;
- образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
- семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
По данным исследований, креативность в большей степени, нежели интеллект, определена средовыми влияниями и выделены следующие факторы, способствующие развитию креативности:
- широкий круг общения, в том числе с "творческими взрослыми"; подражание творческому "идеалу";
- демократические отношения с матерью;
- неблагоприятные эмоциональные отношения в семье.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|