Проблема соотношения интеллекта и креативности обычно трактуется в психометрическом ключе, в духе психологии инди-видуальных различий,
на основе изучения ковариаций показателей тестов интеллекта и креативности без анализа их механизмов.
Современная тенденция интеграции исследований индивидуальных различий интеллекта и креативности с анализом мыслительных процессов, выявления "онтологии", стоящей за интеллектом и креативностью.
В советской психологии Я.А. Пономаревым еще в 1950-е годы была выдвинута концепция двухполюсной организации когнитивной системы человека, согласно которой процессы мышления развиваются как движение в двух направлениях между логическим и интуитивным уровнями.
Эта концепция, содержащая в том числе подход к решению проблемы соотношения интеллекта и креативности.
В терминах проводимого в теории Я.А. Пономарева разграничения логических (комбинаторных) и интуитивных (связанных с поиском новых свойств) механизмов мышления в основе интеллектуальных и креативных способностей лежит взаимодействие логики и интуиции.
При этом креативность основывается в основном на интуитивном механизме, а интеллект - в большой мере на логическом.
Важным аспектом взаимодействия логического и интуитивного механизмов являются процессы распространения активации на семантической сети.
Широта активационных процессов в семантических сетях способствует успешности функционирования интуитивного механизма, связанного с поиском новых свойств.
В то же время в отношении логического механизма она приводит к повышению интерференции.
Итогом является сложное и нелинейное воздействие активационных процессов се-мантической сети как на интеллектуальные, так и на креативные показатели.
Теория Я.А. Пономарева располагает все возможные типы задач на континууме между интуитивным и логическим полюсами.
Ближе всего к интуитивному полюсу находятся задачи на креативность. Ближе всего к другому полюсу - логическому - находится разработанная Я.А. Пономаревым
задача на способность действовать в уме (необходимо во внутреннем плане перемещать коня по девятиклеточной шахматной доске).
Тесты интеллекта располагаются ближе к середине континуума.
Такое положение связано с тем, что, с одной стороны, тестовый интеллект связан с логическими механизмами оперирования с моделями объектов, но с другой
стороны, для решения тестовых заданий на интеллект требуется актуализация необычных, нестандартных свойств объектов.
Это серединное положение и выступает в рамках теории Я.А. Пономарева объяснением наблюдаемых корреляций интеллекта с психометрической креативностью.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|