Швейцарский психолог Ж. Пиаже исследовал стадии развития интеллекта ребенка от рождения до подросткового возраста, что позволило ему вскрыть специфику мышления детей разного возраста.
Интеллект ученый Пиаже рассматривал как механизм глобальной адаптации организма к среде, поскольку благодаря нему человек может решать бесконечное множество проблемных ситуаций.
Ж. Пиаже придумал так называемый, "клинический" метод исследования, который состоял в том, что он давал ребенку задание, близкое к игровому, и наблюдал за его действиями. При этом он разговаривал с ребенком по поводу его действий, спрашивал его мнение о разных явлениях. В таком наблюдении он провел огромное число часов, но только такой метод сбора информации позволил ему выйти на открытые им закономерности. С помощью традиционного тестирования этот материал невозможно собрать, поскольку тестирование ограничивает возможности ребенка, а также отстраняет его от экспериментатора.
Ж. Пиаже выделил четыре основных стадии развития интеллекта.
- Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-х лет).
Ее содержание составляет овладение ребенком операциями с реальными объектами (игрушками и вещами). Ребенок научается манипулировать с ними, тем самым, развивая "ручной" интеллект.
- Стадия допонятийного интеллекта (от 2-х до 6-7 лет).
Главные достижения этой стадии - овладение речью и с ее помощью формирование предпонятий. От понятий они отличаются неполнотой заложенных в них представлений.
- Стадия конкретных операций (от 6-7 до 10-11 лет).
На этой стадии, которая совпадает с началом обучения в школе, ребенок начинает осваивать простые мыслительные операции с объектами (классификации, сериации, нахождение соответствий между объектами).
- Стадия формальных операций (от 10-11 до 13-14 лет).
На этой стадии подросток уже овладевает логическими операциями. Он научается обратным операциям (сложение - вычитание, умножение -деление), благодаря чему овладевает способностью к прослеживанию хода своего мышления и проверке полученных результатов.
По его мнению, последовательность прохождения этих стадий у всех детей одна и та же.
Ребенок не может пропустить одну из стадий, так как каждая предыдущая стадия подготавливает наступление последующей.
Но сроки прохождения стадий могут быть разными.
Более развитые в интеллектуальном отношении дети могут переходить на следующую стадию на один два года раньше.
Между стадиями существует преемственность, которая состоит в том, что более поздние стадии интегрируют достижения предыдущих стадий, а не отменяют их.
Развитие интеллекта идет от внешнего манипулирования с объектами к анализу проблемной ситуации во внутреннем плане, а также от взаимодействия с конкретными предметами к оперированию абстрактными понятиями.
Заслуга Ж.Пиаже состоит в том, что он показал, что развитие интеллекта идет по пути формирования все более сложных мыслительных операций, которые закрепляются и становятся надежным инструментом адаптации к среде на протяжении всей жизни человека.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|