Классическое определение естественного интеллекта человека этимологически выводится из латинского слова "intellectus" , что означает триединство познания, понимания и рассудка.
Фактически термин "intellectus", состоит из трех терминоэлементов "in - tela - lectus" и буквальный перевод этой фразы будет таковым - в (посреди) тонкой структуры лежащий.
Подразумевается, что посреди тонкой структуры мозга заключен ум.
При этом термин интеллект всего лишь адрес, по которому можно найти все понятия тождественные уму по смыслу.
Интеллект - система познавательных способностей индивида.
Интеллект очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве.
Высший уровень развития интеллекта определяется по уровню развития мышления, рассматриваемого в единстве с другими познавательными процессами - восприятием, памятью, речью и т.п.
Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров и критики.
Уже при попытке дать определение интеллекта ученые-психологи сталкиваются со значительными трудностями.
Дружинин В.Н. пишет: "Термин "интеллект", помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований.
Перечисление всех имеющихся на данный момент определений интеллекта не имеет смысла в рамках данной работы - для понимания изучаемого понятия целесообразно обзорно рассмотреть наиболее общепризнанные трактования.
Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то многие ученые в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных.
Можно дать первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям.
Механизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане действия ("в уме") при доминировании роли сознания над бессознательным.
Однако подобное определение столь же спорно, как и все другие.
Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием его проявлений. Однако всем им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения - всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.
Соответственно некоторые ученые под интеллектом как объектом измерения подразумевают те проявления индивидуальности человека, которые имеют отношение к его познавательным свойствам и особенностям.
Этот подход имеет давние традиции.
Однако, понимая интеллект как способность к обучению, его тем самым привязывают к задачам только лишь одного вида деятельности.
Кроме того, есть и иные причины не позволяющие принять это определение интеллекта. Действительно, во многих работах показано, что данные, полученные с помощью тестов интеллекта, значимо коррелируют с успешностью обучения (коэффициент корреляции равен примерно 0,50, причем зависимость более высока в начальных классах школы, а затем несколько снижается).
Но оценки успеваемости отражают не процесс обучения, а его результат, сами же корреляции объясняются тем, что большинство тестов интеллекта измеряет "насколько присущи индивиду интеллектуальные навыки, которыми овладевают в школе".
В психологии не существует общепринятого определения этого термина, поскольку не существует и общепринятой теории интеллекта.
Психологи до сих пор спорят о его природе.
В настоящее время существует множество теорий интеллекта.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|