МЕНЮ

Главная
Интеллект
Виды интеллекта
Развитие интеллекта
Коэффициент интеллекта или IQ
Тесты IQ
Способности
Одаренность
Креативность
Мышление

Память
+ Теории памяти
+ Процессы памяти
+ Представления и ассоциации памяти
+ Виды памяти
+ Формы памяти
+ Законы памяти
+ Индивидуальные особенности памяти
+ Развитие памяти
+ Методы развития памяти, мышления и воображения
+ Тренировка и улучшение памяти
+ Мнемотехнические приемы запоминания

Воображение
Ощущение
Внимание
Личность
Логика
Психологические тесты

Карта сайта

Счетчики, рейтинги



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Формы памяти

Память имеет разные виды и формы. Прежде всего можно выделить такие виды памяти, как:

  • генетическая (наследственная);
  • прижизненная.

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Ее можно классифицировать по разным основаниям.

  1. По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям, память выделяется:
    - непроизвольная память - это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание.
    - произвольная память - запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.
  2. По степени осмысленности память подразделяется:
    - механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта.
    - смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.
  3. В зависимости от установки на время хранения информации выделяется:
    - кратковременная память хранит информацию, в среднем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память работает без предварительной ознакомительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.
    - оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Оперативная память по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.
    - долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.
  4. По материалу, сохраняемому памятью, разделяется:
    - когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека.
    - эмоциональная память - сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое - непременное условие для развития способности к сопереживанию. Память на чувства - основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством).
    - личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит, преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.
  5. По модальности сохраняемых образов выделяется:
    - словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений. Этим видом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели.
    - образный вид памяти личности.

Уровень их развития у каждого человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти.

Образную память в свою очередь подразделяется:

  • Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов.
  • Слуховая память - это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам и музыкантам.
  • Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков.
  • Осязательная, обонятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, а также к обеспечению безопасности и самосохранения организма.

Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест

 

Партнеры