Память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной).
С другой - у разных людей различен уровень организации материала, хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так.
Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки.
Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны.
При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства.
Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место.
Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить.
Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения.
Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.
Принципы работы нашей памяти:
- Запомнить можно только то, что можно вообразить.
- Запоминается только что-то нестандартное, необычное.
- Запонимается только логически связанная информация.
- Запоминается только то, что вызывает в Вас эмоции, что касается только Вас.
- Человек в состоянии одновременно удерживать только 7+_2 единицы информмации.
Эффективность памяти определяется тремя параметрами: объем памяти, полнота (или точность) воспроизведения, а также прочность (длительность) хранения информации, доступная переводу в актуальную память.
На совершенствование этих трех составляющих и должна быть направлена работа каждого, желающего улучшить свою память.
Повышение продуктивности памяти обеспечивается:
- Правильной постановкой задачи запоминания в связи с требованием воспроизведения.
- Активной ориентировкой в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого.
- Установлением (выбором) принципа организации запоминаемого материала и формированием оперативной единицы и кода запоминания.
- Правильной организации процесса забывания (перевода в латентную память), основанной на выборе адекватного кода.
- Учетом особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности.
- Всесторонним и полным использованием различных органов чувств.
Особое место в решении задачи улучшения памяти занимает осмысленная, интеллектуально насыщенная работа над материалом, введение его в уже имеющуюся систему знаний. Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. Отношение к повторению как творческому процессу, правильная организация содержательных и временных аспектов повторения абсолютна, необходима для результативного проявления возможностей памяти, максимально высокой, но строго адаптивной эффективности, - то есть проявлению ровно в той мере, насколько это в каждый данный момент действительно необходимо - не меньше, но и не больше.
Высокая продуктивность памяти включает в себя еще два фундаментальных требования. Во-первых, для хорошей работы памяти необходимо наличие мотивации, заинтересованности в содержании материала и выполнении задачи запоминания и воспроизведения. Во-вторых, нужно использовать разнообразные вспомогательные средства, соответствующие задачам выполняемой деятельности. Память связана с другими психическими процессами. Её опосредованный характер и зависимость от общей направленности деятельности каждого человека проявляется в мотивации и формировании целей.
Алгоритм запоминания:
- Уверенность в себе, своих способностях (Если верить в себя и свои способности, то обязательно добьешься успеха!)
- Подготовка к запоминанию
- Интеллектуальная работа с материалом
- Повторение
Продукты, которые стимулируют работу мозга и памяти:
горький шоколад, грецкие орехи, морковь, ананас, авакадо, инжир, тмин. зеленый чай и чай матэ.
Существует около 27 методов развития памяти.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|