Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти.
Выделяют следующие процессы памяти:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение;
- забывание.
Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ранее приобретенным.
Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Наиболее полно запоминается то, что:
- имеет для нас особо важное значение;
- вызывает у нас интерес и эмоции.
Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания.
В психологии раскрыта зависимость сохранения информации:
- от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.);
- условий и организации заучивания;
- влияния последующей информации;
- мыслительной переработки материала;
- переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Можно выделить следующие способы организации информации в памяти:
- пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);
- ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);
- иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует.
Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала.
Воспроизведение может протекать на уровне:
- узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти);
- воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека);
- припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).
Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти, с помощью которого человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.
Назовем основные факторы, влияющие на забывание:
- возраст;
- характер информации и степень ее использования;
- интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);
- подавление (по 3.Фрейду - торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).
Характеризуя качества памяти, психологи выделяют:
- скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти);
- скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся ранится в памяти).
Оба параметра (количество повторений и время) изменяются по шкале "быстро - медленно" и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|