Человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям.
Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга.
Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе.
Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов как общей, так и различительной.
В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми.
Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков.
Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки.
Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.
Обязательным условием развития ощущений человека является его активная и разнообразная практическая деятельность.
Большое значение имеют и специальные упражнения развития ощущений при воспитании ребенка в детском саду и в школе, направленные на повышение абсолютной и различительной чувствительности зрения, слуха, осязания и т. д.
Детей надо учить рисовать, лепить, конструировать, рассматривать картинки и слушать музыку, петь, танцевать, наблюдать окружающую природу.
В сенсорном воспитании важное место занимает выполнение различных, доступных возрасту трудовых заданий, занятия по развитию речи, коллективные подвижные игры, физические упражнения.
Ребенка надо заинтересовать указанными видами деятельности. Коллективные занятия, общение с другими детьми усиливают интерес ребенка.
При этом условии он сам будет добиваться успехов в сенсорном развитии.
У взрослых людей ощущения усиливаются под влиянием профессионального труда и жизненного опыта.
Известно, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов.
Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета.
Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности по двум возможным направлениям:
а) повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляют требования данная профессия;
б) повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|