Количественная характеристика способностей нашло свое применение в определении места личности и ее пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и общественной жизни.
В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности.
По содержанию тесты умственной одаренности представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов или очков.
В действительности обычные интеллектуальные тесты выявляют не интеллектуальные способности человека, а наличие у него тех или иных сведений, умений и навыков, с которыми, как уже было подчеркнуто, не следует смешивать способности.
Динамика приобретения знаний и навыков, составляющая сущность способностей, остается при этом невыявленной.
К тому же очевидно, что наилучшие результаты обнаружит учащийся, который был специально подготовлен учителями, репетиторами или родителями. А это уже зависит от экономического положения семьи.
Умственное развитие ребенка происходит не само собой, а в процессе обучения, т.е. в постоянном общении со взрослыми. Поэтому-то, что ребенок пока еще не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого.
А следовательно, завтра он сумеет научиться работать самостоятельно.
Нужно не ограничиваться простым однократным исследованием способностей ребенка, а производить исследование дважды.
Первый раз выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй - как решает с помощью взрослого.
Не оценка самостоятельного решения задачи, а расхождение между результатами самостоятельного решения и решения с помощью взрослого становится важной составной частью общей оценки способностей ребенка.
И если ребенок не сумеет решить задачу, посильную для его сверстников, ни самостоятельно, ни с помощью взрослых, тогда есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его способностей.
Описанный выше путь выявления уровня способностей был обозначен Л.С. Выготским как метод определения зоны ближайшего развития.
Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания.
Итак, самый верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
Наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобретает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь (одни, получив ее, тем не менее продвигаются весьма медленно, другие в тех же условиях показывают заметные успехи), можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|