МЕНЮ

Главная
Интеллект
Виды интеллекта
Развитие интеллекта
Коэффициент интеллекта или IQ
Тесты IQ

Способности
+ Происхождение способностей
+ Качественная характеристика способностей
+ Количественная характеристика способностей
+ Классификация и виды способностей
+ Различные виды способностей
+ Структура способностей
+ Уровни способностей
+ Задатки
+ Склонности

Одаренность
Креативность
Мышление
Память
Воображение
Ощущение
Внимание
Личность
Логика
Психологические тесты

Карта сайта

Счетчики, рейтинги



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Классификация и виды способностей

Способности можно классифицировать на:

  • природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
  • специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

  • общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
  • теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
  • учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
  • Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;
  • способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Рассмотрим три известных подхода к понятию "способности":

  1. Наиболее общепринятым считается выделение способностей по видам деятельности.

    Исходя из этого, способности - это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности.
    Существуют следующие виды способностей:
    - музыкальные способности;
    - математические способности;
    - литературные способности;
    - артистические способности;
    - инженерные способности;
    - организационные и множество других способностей.

    Существуют также способности к приобретению знаний, которые определяются скоростью и качеством освоения человеком знаний и умений. Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам деятельности и будет проявляться в виде склонностей.

    Наряду с этим у каждого человека имеются особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности. Не существует хороших или плохих способностей, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.

  2. В другом подходе к структуре выделяется с точки зрения развития два вида способностей: потенциальные и актуальные.

    Потенциальные способности - это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Актуальные способности - это когда развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности со своей психологической природой. Для этого может не быть объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.

  3. Существует также структуризация способностей на основе выделения общих и специальных.

    На основании приведенной схемы, можно выделить наличие различных уровней способностей, таких как: общие элементарные, общие сложные и специальные способности, а также одаренность талант и гениальность.

  4. Способности различаются также и по уровню их развития.
    Различают следующие уровни развития способностей:
    1) одаренность;
    2) талант;
    3) гениальность.

Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест

 

Партнеры