Рассмотрим происхождение способностей с различных точек зрения с приведением подтверждающих факторов.
Сторонники одной точки зрения утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда.
В качестве доказательств этой позиции приводятся примеры династии выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторное проявление способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.
В подтверждение генотипического фактора можно привести ранние проявления способностей в детском возрасте.
Так, например, незаурядные способности Гауса к математике проявились в 4 года, музыкальные способности Моцарта - в 3 года, литературные способности Пушкина - в 9 лет.
Специальные исследования музыкальности тех детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба не музыкальны, также подтверждают эту позицию.
Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность отмечалась у 85% детей и только 7% из них были совсем не музыкальны.
Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаруживали только 25% детей, а совсем немузыкальными оказывались 58%.
Подобные результаты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и воспитания.
При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Поэтому приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них.
В то же время они показывают возможность проявления генетической предрасположенности к успешному обучению.
Представители другой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения.
И что у каждого человека можно сформировать любые способности.
Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.
Кроме того, по мнению американского ученого Ушби, способность определяется прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве.
В соответствии со своей программой люди решают творческие задачи, а другие - только репродуктивные.
В настоящее время приверженцы этой идеи, например, в США создают специальные центры "выращивания" одаренных детей.
Также известно много случаев, когда в различных областях деятельности (наука, искусство, техника) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей гениальности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики.
Известен, например, опыт московского учителя музыки М.П. Кравца.
Он специально выбирал "особенно неспособных" в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся центральной музыкальной школы (уровня, как известно, самого высокого и куда принимали особенно музыкальных детей).
Его увлекал сам процесс "производства способностей".
На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или наоборот, нивелировать действия последнего.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|