Развитие мышления ребенка происходит постепенно.
Поначалу мышление в большой степени определяется развитием манипулирования различными предметами.
Действия с предметами, которые в начале не имеют смысла, затем начинают определяться объектом, на который они направлены, тогда действия приобретают осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.
Последовательные ступени интеллектуального развития - наглядно-действенное, наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление.
Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словами. Понятие отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
Мышление детей младшего школьного возраста считается понятийно-конкретным.
Но младшие школьники овладевают уже некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают необходимость мыслить логически.
На основе практического и наглядно-чувственного опыта и них развивается сначала в простейших формах - словесно-логическое мышление, то есть мышление в форме абстрактных понятий.
В старшем школьном возрасте развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, осознавать и контролировать процесс рассуждения.
Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.
Выделяют следующие условия, стимулирующие развитие творческого мышления:
- ситуации незавершенности, открытости;
- поощрение множества вопросов;
- стимулирование ответственности и независимости;
- акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|