Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания.
Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства.
Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа.
Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности.
Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность.
Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков.
Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки у человека, тем богаче его фантазия, реальнее замыслы.
Творческое мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые выдвигаются перед людьми.
Решая задачи, человек размышляет, делает выводы, творит и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству - это открытость новому опыту.
Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека.
Кроме того, открытые к новому опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью.
Творческой личности присущи также следующие качества:
- Независимость - личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.
- "Открытость ума" - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.
- Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.
- Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Для развития творческого мышления необходимы следующие факторы: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность выдвигать оригинальные идеи, богатое воображение, умение воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитая интуиция.
Можно выделить некоторые предпосылки развития творческого потенциала человека:
- Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое, а так же совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности.
- Создание атмосферы, располагающей к творчеству.
Ключевая характеристика этой атмосферы - отсутствие критики на стадии порождения идей, что позволяет преодолеть внутренние ограничения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе.
- Поиск аналогий.
Шансы на творческое решение задачи возрастают, если удаётся разглядеть аналогии между ней и какими-то другими проблемными ситуациями, даже если они на первый взгляд и не сходны между собой.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|