Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность".
Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы к человеческому роду.
В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков качеств.
Так, человек живет в физической среде и является физическим телом, обладает определенными физическими характеристиками (массой, объемом, величиной и т. д.), что нельзя не учитывать при его изучении.
По своей природе человек - природное, биологическое существо, и в этом качестве он выступает как носитель совокупности биологических свойств и характеристик.
Главную роль в отношениях человека с миром играют те, которые определяются его принадлежностью к социальной системе, что в свою очередь обусловливает континуум социальных качеств человека.
Именно в силу принадлежности человека к различным системам, разнообразия его отношения с миром человек предстает, то как субъект деятельности, познания и общения, то, как индивид, то как личность и индивидуальность.
Каждое из указанных проявлений отражает определенный ракурс рассмотрения единого объекта и соответственно ту или иную предметную область исследований.
Природой человека как сложной саморегулирующейся системы определяются место и роль психического в системе жизнедеятельности.
Согласно Б. Ф. Ломову, "психические свойства не сводятся ни к социальным, ни к биологическим и не находятся между ними (или над ними).
Однако их нельзя оторвать ни от тех, ни от других: психические свойства как бы проникают и в социальные и в биологические, связывая, "пронизывая" их определенным образом.
Вместе с тем многие как социальные, так и биологические качества человека реализуются в его поведении и деятельности через качества психические".
Таким образом, очевидна системообразующая роль психических качеств в целостной организации человека.
Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями.
Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий.
Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.
Человек подчиняется как живое существо основным биологическим и физиологическим законам, а как социальное - законам развития общества.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|