Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях.
Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений.
Процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией.
Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности.
В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.
Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя с позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него имеются потребности, и если в процессе воспитания учитываются эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка и формированию гармонично развитой личности.
В противном случае сформируется в "большей или в меньшей степени деформированная, асоциальная личность.
В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.
Так, в процессе формирования личности, ребенок на уровне психических процессов, освоив низшие психические функции, путем обучения овладевает высшими психическими функциями.
Суть этого процесса заключается в усвоении ребенком знаков (универсальным выражением которых является слово), имеющих значение того предмета или процесса, которые они замещают.
Высшие психические функции - это речь, словесно-логическое мышление и произвольное внимание.
К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентации.
Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека и функционируют основные социально-психологические механизмы социализации.
Существует несколько социально-психологических механизмов социализации личности:
- Идентификация - отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.
- Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.).
- Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.
- Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей (наблюдателя за действиями индивида, соперника) на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.
- Конформность - податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Проверь свой уровень интеллекта - пройди IQ-тест
|